Тест для детей 6-10 лет независимо от пола предусматривает бег с учетом времени на 1 км или без учета времени на 2 км, для 11-12 лет дистанции соответственно увеличиваются на 1 км.
Для 13-15 лет без различия пола дистанция увеличивается до 3 км с учетом скорости; дистанция для 16-17 летних юношей увеличивается на 2 км, а для девушек остается для изменений.
В 18-39 лет мужчины должны пробежать дистанцию 5 км, а женщины могут выбрать 3-х или 5-километровую дистанцию с учетом времени
В 40-59 дистанция для мужчин не изменяется, а для женщин сокращается до 2 км с учетом времени
Начиная с 60 лет бег на лыжах заменятся перемещением на лыжах для мужчин до 69 лет на 4 км, для более старших возрастов на 3 км, а для женщин соответственно на 3 и 2 км.
Испытания проводятся только зимой на местности, защищенной от ветров, и не имеющей сильнопересеченного рельефа. Цель этого вида испытаний – привлечение населения всех возрастов к эффективному, укрепляющему здоровье активному отдыху.
Для сдачи норматива физкультурник должен теоретически изучить технику выполнения бега и передвижения на лыжах и освоить ее на практике.
Методика обучения включает:
Виды лыжных ходов – их основа (скользящий шаг), беговой шаг на подъемах, ступающий шаг на участках с глубоким снегом и затяжных подъемах. Пять фаз 2-шажного попеременного хода – скольжение свободное, с выпрямлением опорной ноги, с подседанием, выпад с подседанием, отталкивание и выпрямление толчковой ноги. Влияние суммарной продолжительности фаз на скорость перемещения. Варианты конькового хода — без отталкивания и махов руками, с махами руками, одновременный полуконьковый, попеременный, одновременный одно- или двухшажный, Отличие лыжного конькового хода от конькобежного.
Способы преодоление подъемов – «лесенкой», скользящим, ступающим, беговым, шагом, «елочкой», «полуелочкой».
Стойки при спусках – основная, низкая, высокая, стойка отдыха. Цель раздела – обучение безопасному спуску на высокой скорости.
Способы торможения – «плугом», упором («полуплугом»), разворотом лыж, преднамеренным падением при неожиданном обнаружении препятствия, палками сбоку или между лыж.
Способы поворотов – переступанием с наружной или внутренней лыжи, упором, «плугом», из упора, на параллельных лыжах, «ножницами». Зависимость способа поворота от задач лыжника (бег на скорость, перемещение без учета времени), скорости бега, крутизны и сложности склона, радиуса поворота, состояния снежного покрова.
Анализ допущенных лыжниками ошибок, их исправление при последующих тренировках.