Безопасность
Главная - Новости -

БЕРЕГИТЕСЬ телефонных МОШЕННИКОВ


30 октября 2019 года          Отделение по Калужской области ГУ Банка России

В регионе активизировались телефонные мошенники, которые жаждут завладеть нашими деньгами на банковских счетах. Так в сентябре 31-летняя жительница Жуковского района Калужской области лишилась 497 000 рублей, поверив одному из таких злоумышленников. Он представился сотрудником службы безопасности банка, под предлогом оказания помощи выманил конфиденциальные данные ее карты и похитил средства со счета.

Как распознать телефонных мошенников, мы узнали у начальника отдела безопасности Отделения по Калужской области ГУ Банка России по ЦФО Сергея Александровича Гуркина.

- Сергей Александрович, как так получается, что злоумышленникам удается выведывать у граждан реквизиты банковских карт?

- Дело в том, что телефонные мошенники умышленно создают ситуацию, застающую людей врасплох. Звонят в неудобное время, когда человек расслаблен, представляются сотрудниками официальных организаций. Умело играют на чувствах людей, вводят их в стрессовое состояние и под различными предлогами заставляют действовать в своих интересах: обманом выманивают у них данные карт, персональные данные или убеждают переводить деньги. Такой способ мошенничества, основанный на манипулировании поведением человека с использованием социальных и психологических навыков, называется социальная инженерия. Это излюбленный прием современных мошенников. Зачастую обладая данными о ФИО потенциальной жертвы, злоумышленники с легкостью имитируют диалог якобы с сотрудником банка. Или человеку говорят, что его карта участвовала в розыгрыше, проводимом банком, что он выиграл деньги, и теперь надо сообщить данные для зачисления приза. Мошенники могут сказать, что налоговая служба намерена сделать налоговый вычет, и для его получения также нужно сообщить конфиденциальную информацию. Вариантов может быть много, но цель одна – получить доступ к счету жертвы.

Кроме того, обманывая граждан, злоумышленники пользуются также «благами» технического прогресса. Например, технологией подмены телефона, когда на экране жертвы высвечивается номер настоящего банка, хотя на самом деле звонит мошенник. Также в процессе разговора преступники включают звуки оживленного колл-центра, переключают с линии на линию, то есть создают видимость полноценного звонка из солидной организации.

- Как часто мошенники используют приемы социальной инженерии?

- В 2018 году в России более 97% хищений со счетов физических лиц было совершено именно с использованием приемов социальной инженерии. Это значит, что граждане были атакованы мошенниками, введены в заблуждение и сообщили им конфиденциальные данные или предоставили доступ к своим средствам другим способом, например, самостоятельно перевели деньги на счета, указанные мошенниками.

Случай в Жуковском районе Калужской области, к сожалению, не единичный. Практически ежемесячно правоохранительными органами в регионе публикуется информация о звонках телефонных мошенников калужанам. Правда есть и примеры, когда мошенникам не удается обмануть бдительных граждан. 43-летнему жителю Обнинска в сентябре текущего года позвонили мошенники, которые также представились сотрудниками службы безопасности одного из банков. Благодаря информированности и бдительности, мужчине удалось сохранить свои накопления. Он не поверил придуманной истории мошенников и сообщил об инциденте в полицию.

- Но мошенники используют не только психологические приемы, они знают номер телефона, фамилию, имя и отчество жертвы. Откуда они берут эти данные?

Порой люди недоумевают, как мошенники узнают, казалось бы, конфиденциальную информацию. Загляните в соцсети. Мы самостоятельно выкладываем имена, свои телефонные номера, рассказываем, где работаем, живем. Этих сведений уже достаточно для обзвона потенциальных жертв. Еще одна из причин - утечка баз данных различных структур и организаций. Причем, утечки из организаций кредитно-финансовой сферы затрагивают лишь небольшое количество взрослого населения Российской Федерации. Источниками утечки персональных данных являются многочисленные операторы обработки персональных данных: базы данных автовладельцев и другой собственности, недвижимости, розничных магазинов и т.д.

Кроме того, данные мошенники также получают в результате несанкционированного доступа к многочисленным ресурсам в сети Интернет, продающим какие-либо товары или оказывающим какие-либо услуги с дистанционной оплатой с использованием карт. В некоторых случаях данные клиентов могут быть проданы самими владельцами или сотрудниками указанных ресурсов.

- Разберем одну из схем мошенников. Допустим, на мобильный телефон поступил звонок от сотрудника банка, который сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий. Как поступить? А если это действительно сотрудник банка, а не мошенник?

- Стоит признать, прикрывать мошеннические действия якобы заботой банка о клиенте - выигрышный способ. Банки действительно следят за подозрительными операциями по картам и связываются с их держателями, поэтому манипуляции преступников и выглядят так правдоподобно.

Однако если бы звонил сотрудник банка и сообщил, что была подозрительная операция, то он бы не стал спрашивать конфиденциальные данные. Все нужные данные о клиенте у него уже есть. Спешки сотрудник банка также не допустит. По закону у граждан есть два дня, чтобы подтвердить или опровергнуть операцию, приостановленную банком как подозрительную, - нет необходимости принимать поспешные решения.

Поэтому для начала проверьте, точно ли это сотрудник банка. Спросите его фамилию, имя и отчество, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Положите трубку, позвоните по официальному номеру банка и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. Почему стоит положить трубку и набрать официальный номер банка самому? Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам. Наберите номер горячей линии банка вручную. Его можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка. Подобная бдительность кажется слишком избыточной, но ваши средства дороже.

Мошенники говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины. Так, втираясь в доверие к клиенту, они усыпляют его бдительность. При этом они торопят, запугивают, давят на эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Например, обманщики заявляют, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму, а остановить его можно, сообщив данные карты, код на обратной стороне карточки или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам. Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету, и снимают с него все деньги. Сообщив данные, человек фактически отдает мошенникам ключи управления своим счетом.

- Как же сохранить деньги от мошенников?

- Самая действенная рекомендация для борьбы с телефонными мошенниками ? не вступать с ними в диалог. При любом подозрительном звонке прервите разговор, перезвоните в банк или другую организацию, от имени которой был звонок, по официальному номеру, набрав его вручную, и уточните информацию.

Как общее правило запомните: ни под каким предлогом никому не сообщайте конфиденциальные данные: все реквизиты карты: трехзначный код на обратной стороне, коды из СМС и ПИН-код. Называйте кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка, а не наоборот.

Подключите СМС-информирование о движении средств на счете.

- Что делать, если человек через СМС-информирование видит, что с банковской карты действительно списываются деньги?

- В этом случае надо поспешить. Срочно позвоните в банк и заблокируйте карту либо заблокируйте карту в приложении на смартфоне. Затем в течение одного дня приходите в офис банка и напишите заявление о несогласии с операцией.

Напишите заявление в полицию о хищении средств. Если вы не нарушали правила пользования картой, банк примет решение о компенсации списанных денег. Однако если вы самостоятельно открыли доступ к собственным средствам третьим лицам, то банк деньги не вернет.

Поделиться с друзьями: